Сегодня посмотрела мультфильм «Головоломка». Хочу сказать, что этот мультфильм – сессия психотерапии. Казалось бы, не замысловатый мультик для детей от 6 лет, и вдруг такая сложная схема и система мозга задействована и преобразована в, совершенно понятную и простую форму донесения до зрителя. Мультфильм об эмоциях. Персонажи - эмоции: радость, гнев, печаль, страх, брезгливость. На протяжении всего мультика нам показывается, как функционирует мозг при возникновении стрессовой ситуации, и как организуются и дезорганизуются эмоции. Мы видим, что может произойти с человеком, если эмоции не «договорились», и если какой-либо эмоции нет места.
Короче говоря, я в большом восторге! Но! Не от мультика, а от способа донесения, на мой взгляд, непростых вещей, совершенно понятным и доступным языком, еще и в картинках.
Что особенно ценно – это для детей! Уже в возрасте 6 лет ребенок может осознать важность «печали», например. Вторая ценность, на мой взгляд, так это то, что создатели мультфильма разбивают стереотип о том, что радость – это хорошо, а печаль – плохо. Вспомните, сколько раз за свою жизнь вы говорили себе и другим: «Перестань плакать – ну-ка улыбнись!!!», «Не позволяй себе страдать – начинай улыбаться и все получится!!!». А нет! А нет – говорят создатели, я, и вся гештальттерапия. Я настойчиво рекомендую мультфильм тем, кто искренне считает, что важно бороться с негативными эмоциями.
Из краткого содержания. Девочка оказалась в стрессовой ситуации – внезапный для нее, переезд в другой город, смена школы и потеря друзей. И все это случилось неожиданно и в одночасье. Эмоции перепутались, взбунтовались, началась паника, и «радость» решила, что она все возьмет в свои руки, и со всем справится. При этом она отстранила «печаль» от дела, из опасности, что «печаль» дотронется до важных воспоминаний мозга и девочка погрузится в печаль.
Аналогия с реальной жизнью. Когда мы попадаем в стрессовую ситуацию, очень часто стараемся радоваться изо всех сил, и гнать прочь тоску и печаль.
И в мультфильме буквально показано, как «радость» ограничила поле деятельности для «печали», заточив ее в строго очерченный круг. Но! Радость не всесильна и не может усмотреть за всеми. Другие эмоции существуют не просто так. И вот! В итоге, случилось так, что и «радость» и «печаль» провались в глубинные структуры мозга и стали не доступны для девочки. Она обесчувствилась (нашим языком, наступила депрессия).
Аналогия с реальностью. Если мы ведем продолжительную борьбу с печалью, и заставляем себя испытывать радость и бодрость, то мы вдруг обнаруживаем, что оказались в депрессии, и у нас нет ни радости, ни печали. И вот, как только «радость» осознала важность и ценность «печали», вспомнив важные моменты из жизни девочки, когда именно «печаль» спасала девочку – она тут же разыскала ее и допустила до пульта управления. И не только ее, а все чувства. И именно тогда, когда каждому чувству было определено равнозначное место, и никто больше не главенствовал, наступила гармония и счастье.
Опять же вернемся к реальности, как только на сеансах психотерапии, или же сам человек, начинает понимать, насколько важно сейчас не бороться с печалью, а дать ей место, пострадать, пореветь, попечалиться, вспомнить прошлое, проститься с ним со слезами. Впустить в голову мысли и речи о расставании с прекрасным прошлым, подумать о себе с жалостью и скорбью. Лишь тогда его душа, совершенно волшебным образом, успокаивается, чувства возвращаются, «окаменение» и «заморозка» отступают, и человек снова начинает жить полной жизнью и дышать полной грудью.
Ах да, и в мультфильме показывается нам в конце, как шарики (важные воспоминания мозга) перестали быть только золотистыми (как продукт радости), а они стали теперь разноцветными (как продукт всех эмоций) – что есть гармония!
Давайте считать важными все эмоции, друзья! И будет нам здоровье!
Назад