Всем нам известно, что основная деятельность ребенка 3-х лет – игровая, ребенка 7 лет – учебная, а вот основной деятельностью подростка является общение.
Но, к сожалению, бывает так, что не всегда это самое общение приносит подростку радость и способствует удовлетворению его потребностей и продвижению его жизни и активности. Бывают разного рода нарушения, которые тормозят процесс общения, происходит что-то, что мешает общаться свободно и непринужденного и чувствовать себя удовлетворенно от процесса взаимодействия со сверстниками, с родителями, с учителями, в общем, со всем миром.
Отсутствие умения общаться может привести к тому, что подросток покидает компанию сверстников, что само по себе затрудняет их социальное и личностное развитие. Они становятся жертвами агрессивности и жестокости со стороны сверстников. Подростки не входящие в компании отличаются заниженной самооценкой, многие страдают от одиночества, они плохо учатся. Включение в компании с негативными установками может привести к асоциальному, противоправному поведению. Напротив - включение в компании с позитивными установками способствует социальному и личностному росту, обеспечивает адаптацию во взрослом обществе. В старшем подростковом возрасте дифференциация межличностных отношений становится наиболее заметной. Статус в группе оказывает большое влияние на поведение и самосознание подростка. Желая общения, подростки часто боятся открыться другим из-за опасения быть отвергнутыми, прячутся за формальными ролями, избегая подлинной близости и взаимопонимания.
Помочь детям лучше узнать себя, свои сильные стороны, научить преодолевать неуверенность, страх, повышенное волнение в различных ситуациях, наиболее успешно и полно реализовать себя в поведении и деятельности. Это необходимо для того, чтобы обеспечить подростка средствами, позволяющими ему более эффективно действовать в повседневной жизни, решать, встающие перед ним, каждодневные задачи. Основной акцент сделан на развитии коммуникативных навыков и доверия к окружающим людям, на анализ мотивов поведения, межличностных отношений.
• Развитие навыков и умений, необходимых для уверенного поведения, для преодоления затруднений в учебе, в других видах деятельности, в общении;
• Обучение подростков корректному общению (обращение внимания на собственные качества, помогающие и мешающие общению);
• Развитие умения устанавливать контакт с партнером по общению и группой в целом.
Программа из курса «REALное общение» проводится в один из сложных периодов развития личности - ПОДРОСТКОВЫЙ возраст. В это время человек оказывается перед необходимостью сделать ряд важных жизненных выборов, и ему требуются умения в межличностных взаимоотношениях. Подросткам важно умение строить конструктивные отношения, преодолевать препятствия, управлять своим эмоциональным состоянием. Если эти умения не приобретаются на пороге взрослой жизни, то в будущем человек оказывается незащищенным перед трудностями, стрессовыми ситуациями, терпит неудачи в неформальных отношениях и т.д. Главной целью уроков является развитие коммуникативных способностей, которые проявляются во владении средствами коммуникации, в использовании средств коммуникации в деятельности, в построении процесса общения. Также работа с группой направлена на поддержку подростков, их развитие, на коррекцию тех или иных качеств личности. Все эти направления присутствуют в деятельности психологов.
Результатом данных занятий можно считать владение средствами и способами общения, подростки должны уметь строить разнообразные варианты процесса межличностного взаимодействия. Для реализации программы необходимо выделение в практики общения средств и способов эффективной коммуникации. Рефлексия используется как механизм усвоения. Ей отводится определенной место и значительное время в ходе занятий. Таким образом, для реализации целей программы психологи осуществляю работу по двум направлениям:
1. Организация на занятии процесса общения как актуальной деятельности;
2. Организация рефлексивной деятельности по отношению к процессу общения;
Это создает условия для развития коммуникативных способностей и формирование устойчивой положительной самооценки. Также в удовлетворении потребностей подростка в общении, в понимании другого и себя. Это составляет базу конструктивного общения и развития личности.
Учитывая индивидуальные особенности каждой группы психолог может вносить коррективы в общую программу, добавлять темы по собственному усмотрению, изменять содержание за счет изменения тематических бесед, психологических игр и упражнений.
Основной формой проведения занятий является работа с группой. Групповое взаимодействие помогает принятию учащимися ценностей и потребностей других, облегчает процесс самоисследования.
Занятия проводятся курсом 3 пары выходных (сб и вс). Общая длительность курса – 6 занятий. Время – с 11 до 19.
Назад