Конфликтов на работе не избежать. Главное — уметь выходить из таких ситуаций без потерь. Как поднять авторитет среди коллег и добиться больших успехов в карьере. Советы психолога.
На работе случился конфликт с начальством. Как вести себя в такой ситуации?
- В кабинете шефа ни в коем случае не стоит устраивать сцен, плакать и доказывать свою правоту — замечайте несогласие в уме. Лучше выслушать претензии молча и внимательно. Затем пересказывайте своими словами то, что вы слышите, чтобы проверить свое понимание. Спрашивайте уточнений и примеров, когда вы не уверены. Опять пересказывайте своими словами. Внимательно оценивайте точность и потенциальную ценность того, что вы слышите.
Взвесив информацию, собрав аргументы в свою защиту, снова зайдите к начальнику в кабинет. Если есть уверенность в своей правоте, скажите: «Мне хотелось бы объяснить, почему я сделал так», если же чувствуете вину — признайте ошибку и скажите, что впредь постараетесь подобного не допускать. Вообще, самое главное в отношениях с начальством — научиться правильной подаче информации. Постарайтесь отслеживать то, как ваш руководитель реагирует на те или иные сообщения, и сделать так, чтобы их предоставляли как ему нравится (в его интересах и выгодах, как и для других сотрудников.) Стоит понаблюдать и за коллегами, которым удалось наладить отношения с руководством: их опыт поможет избежать конфликтов по мелочам.
В нашем коллективе есть склочные, недоброжелательные люди. Что делать, чтобы ситуация не вышла из под контроля?
- Старайтесь избегать общения с ними, не поддаваться на манипуляции. Это только сильнее погрузит вас в рабочий стресс. На их нападки следует реагировать неожиданным для них образом. Подумайте над тем, какую реакцию ждет от вас человек, и поведите себя вопреки его ожиданиям. Это заставит манипулятора оставить вас в покое. Другой способ, который позволяет свернуть контакт с неприятным собеседником, это отвечать: «Я подумаю над этим».
Помогает также и прямой вопрос: «Зачем вы мне это говорите?» Если можете, после этого держите паузу и спокойно ждите ответа, глядя в лицо собеседнику. Или: «Почему в говорите мне это сейчас?», «Чем обусловлено ваше решение?», «Что мешает нам прийти к согласию?»; Или прямое послание: «У меня такое чувство, будто мной пытаются манипулировать». Более мягкий вариант: «У меня такое чувство, что в нашем общении не все в порядке», — подобного рода высказывание может быть хорошим началом к вашей просьбе разобраться в том, что происходит.
И по возможности сведите общение с таким человеком к минимуму.
Попросила коллегу по работе помочь мне выполнить задание директора, та обещала, а я, понадеявшись на нее, не проверила. В итоге проект не сделан и за это я получила выговор. Как поговорить с ней?
- В первую очередь, разберитесь с ситуацией. Если причина проступка была действительно серьезная, если ваш коллега искренне сожалеет, что так получилось, и даже готов признать свою оплошность перед руководством, нет причины не простить его. В случае более коварных намерений (например, решения скомпроментировать вас перед начальством, чтобы занять ваше место) надо взять ситуацию под контроль: минимизировать общение с данным человеком, но держать его в поле зрения; строить свою работу так, чтобы не зависеть от его действий.
У начальника среди подчиненных есть откровенные любимчики или даже родственники, и их работу перекладывают на меня. Как правильно повести себя?
- Попав в подобную ситуацию, нужно расставить приоритеты, определить для себя, что важнее в данный момент: работа в известной компании, получение профессионального опыта, расширение профессиональных связей и контактов или душевный комфорт. Если работа перевешивает, то стоит сосредоточиться на своих задачах и постараться установить хорошие отношения с «приближенными» к руководителю. Если же личное спокойствие на первом месте, то вы, конечно, всегда можете покинуть компанию. Только помните, что на рынке не любят «летунов» — тех, кто часто меняет работу — и при новом трудоустройстве работодатель имеет право позвонить на предыдущее место работы и уточнить причину вашего увольнения. Любимчики и родственники могут встретиться на любом предприятии — на собеседовании интересуйтесь не только деятельностью компании, возможностью карьерного роста и зарплатой, но и коллективом, и взаимоотношениями в нем.
Недавно в нашей фирме поменялось руководство. Мой коллега явно настроен против новых решений руководства, ругает их. Как вести себя, если я эти идеи поддерживаю?
- Не критикуйте позицию оппонента, постарайтесь объяснить, почему вы находитесь на стороне руководства. Спокойно и аргументированно показать преимущества и выгоды нового решения руководителя непосредственно для самого коллеги, т.к. человек готов тогда принять изменения, когда видит, что и его интересы учтены (например, добавили функционал — есть возможность разнообразить привычную работу, научиться решать новые задачи, а со временем и повысить свою стоимость на рынке труда, т.к. «универсалы» ценятся всегда). Если же негативное мнение коллеги никак не задевает вашей деятельности и является лишь вопросом его личного предпочтения, можно просто проигнорировать его.
Назад