Какие действия можно считать эффективными в стрессовой ситуации? Какие действия помогут ребенку справиться с тем напряжением, которое вызывает стрессовая ситуация? Давайте вспомним еще раз особенности стрессовой ситуации. Стрессовая ситуация в силу своей новизны мобилизует организм человека для действий. Если действие позволило человеку справится с ситуацией, он нашел способ с ней совладать и ощутил удовлетворение от этого, то стресс разрешился позитивно. Если человек задержался на ощущении безысходности, то стресс будет иметь негативные последствия.
Если ребенок не справился со стрессовой ситуацией, это, прежде всего, становится заметным в его поведении. В зависимости от типа личности, темперамента мы можем наблюдать или замкнутость ребенка или излишнюю по ощущениям, неадекватную активность, возрастание ошибок при выполнении привычных действий, низкую продуктивность, увеличение конфликтных ситуаций, усиление чувства беспомощности или, наоборот, агрессивное поведение и нарушение сна. Не разрешившаяся позитивно стрессовая ситуация как бы связывает внутренние силы ребенка. Ребенок все время проигрывает ее во внутреннем плане, пытаясь найти выход.
- Если вы заметили в поведении ребенка признаки стресса, обсудите с ним ситуацию, которая вызывает напряжение: - что это за ситуация;
- какие чувства она вызывает у ребенка;
- почему она так важна для него;
- необходимо дать знать ребенку, что вы доверяете ему и готовы поддержать с ним контакт.
- признать сложную ситуацию, в которую он попал.
- обсудить объем ответственности ребенка ( не снимать ответственность с ребенка и не приписывать бесконечную ответственность)
- избегать реплик типа "надо было быть осторожным!",так как это только усиливает ситуацию растерянности, они усиливают послание типа "мир кончился, ситуация непоправима". Лучше обсудить будущее, например, какие меры в будущем стоит предпринять, чтобы избежать подобных ситуаций.
- старайтесь заметить первые признаки перенапряжения. Если вы знаете, что ребенку предстоит участвовать в новой для него ситуации, поговорите о ней, проиграйте ее.
- помогите ребенку обнаружить, что он уже может сделать самостоятельно, каковы его возможности, что он уже знает и умеет.
- определите с ребенком,какие варианты действий были бы наиболее эффективными в этой ситуации.
- поговорите с ребенком о том, какой герой фильма или персонаж какой книги как и почему справился бы с этой ситуацией.
- научите его обращаться за помощью к другим людям, после того как он понял границы своих возможностей.Пусть ребенок научится определять: я могу это и это, а здесь мне нужна помощь, этому мне еще надо научиться.
- научите ребенка распределять время, чередовать время отдыха и работы.
Полезные советы родителям по обучению детей: интересные находки и новые методики.
Назад